31

Пикник в открытом космосе. Вокруг летают бутылки колы. Пустыня проглатывает телевизор. Взрывается бомба из роз. Бум! Твои друзья превращаются в звездную пыль...

Нет, это не спайсы. И не сон.

Это неудачная фотография в паспорте современного мира. Кладбище расчленённых журналов. Фрида Кало, детализированная Ральфом Гоингсом. Это – коллажи.

Одновременно за гранью реальности и сама реальность. Слишком удачные, чтобы быть ложью. Слишком противоречивые, чтобы вообще быть. Коллажи знают, какими трюками приковать ваше внимание, и они используют их. Главная цель коллажей – вызвать диссонанс. Эпатаж – это самоцель. Эпатаж – это коллажи.

На самом деле, коллажи – это доширак в мире современного искусства. Они быстро готовятся, абсолютно бесполезны без специй и их совсем несложно купить.

Как это работает? Хороший коллаж нажимает кнопу «стоп» в нашей центральной нервной системе. Сознание пытается понять причину произошедшего black out’а, и падает в бездну. Происходит что-то невероятное. Ты смотришь, как целуются двое влюблённых, ты думаешь: «чёрт возьми, какие у неё на голове цветы…»

Безымянный

Чтобы раскрыть семантику коллажа, нужно просто назвать вещи своими именами. Не надо думать, зачем эти вещи здесь. Скрытые смыслы совсем не нужны.

Коллажи собирают все, что нас окружает, и бросают это на свалку нашего восприятия себя. Нет никаких правил. Эстетика рождается заново. На вечеринке современного искусства коллаж стал случайным алкогольным миксом. Неважно, плохой он или хороший. Неважно, какого он цвета и вкуса. Ты пьян. Тебе уже всё равно.

Если искусство – это врач, диагностирующий проблемы, то коллажи – это рентгеновские снимки нашей коллективной души. Столкновение предметов на коллажах рождает семантическую систему.

Самый популярный символ в системе – это космос. Покорить космос значит поместить на него банку доктора Пеппера или вставить его в чью-то голову. Об этом мечтали все. От Гагарина до корпорации «Вейланд». Космос открыли для того, чтобы можно было показывать его в коллаже.

Безымянный

На коллажах любят изображать то, как люди предпочитают телевизионные сюжеты действительности. Стеклянный экран – латексный презерватив, спасающий нас от реальной жизни. Люди с радостью отказываются от полноты ощущений, чтобы чувствовать, что они защищены.

На коллажах есть всё, что мы любим, чем больны и чем хотели гордиться. Красивые люди, звёзды, автомобили, пустыня… Это список наших ачивок. Американские индейцы снимали скальпы с убитых врагов и вешали их на стены только потому, что им были неведомы коллажи. Коллаж собран наспех, плохо склеен и просто безумен. И покопавшись в себе, вы обязательно дадите ответ на вопрос «почему эта девушка засасывает в пылесос звездную пыль?». И ответом будет «потому, что это шизофрения, потому что это коллажи».

Эля Смит